Червонная Русь и пять её провинций

Границы исторических областей сейчас немного отличаются от исторических и совпадают с границами областей.
текст:



Границы исторических областей сейчас немного отличаются от исторических и совпадают с границами областей.
Волынь - Волынская и Ровенская областb, современный центр Ровно, а исторический - Луцк. При этом часть Волыни, от Почаева до Шепетовки, досталась нынешним Галиции (Тернопольская область) и Подолии (Хмельницкая область).
Галиция - Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области, Причём к последней прирезаны хорошие куски Волыни и Подолии. Бессменный центр со времён основания - Львов.
Закарпатье, Буковина и Подолия - соответственно, Закарпатская, Черновицкая и Хмельницкая области. В Закарпатье опять же бессменными центрами остаются Ужгород и Мукачево, на Буковине - Черновцы, а в Подолии исторически главным был Каменец-Подольский, а ныне - собственно, Хмельницкий.

3. Типичный пейзаж Западной Украины - живописная ("червонная") пересечённая местность с необычайно плотным населением.


И каждая 5 провинций отличается от всех прочих неповторимой комбинацией владевших ей империй. Ещё после первого визита у меня возникла мысль записать эти комбинации кодами. Итак:
0. - Киевская Русь.
2. - Галицко-Волынское княжество.
3. - Великое княжество Литовское.
4. - Польша и Речь Посполитая.
5. - Молдавское княжество и Румыния.
6. - Османская империя и Золотая Орда (благо, по времени они не перескались).
7. - независимая Венгрия.
8. - Австрия и Австро-Венгрия.
9. - Чехословакия.
10. - Российская империя и СССР.
1. - независимая Украина
Далее - курсивом выделим хозяев, чьё господство длилось менее 50 лет, болдом - более 200 лет в Средние века и более 100 лет в Новое время. Соответственно, первая группа цифр - Средние века до Люблинской унии (образование Речи Посполитой), вторая - Новое время, третья - ХХ век.
Галиция. 0-2-7-4 ... 4-8 ... 4-10-1.
Волынь. 0-2-3 ... 4-10 ... 4-10-1.
Подолия. 0-6-3 ... 4-6-4-10 ... 10-1.
Буковина. 0-5-6 ... 6-8 ... 5-10-1.
Закарпатье. 7-2 ... 7-8 ... 9-7-10-1.
Самые актуальные различия тут, пожалуй, следующие: Галиция, Буковина и Закарпатье никогда не были в составе Российской империи, Буковина и Закарпатье - ещё и никогда не были в составе Речи Посполитой и её предков, Волынь и Подолия - в составе Австрии, а Подолия вдобавок ещё и лидер по смене владельцев. Однако все были в составе СССР, который собственно впервые со времён Монгольского нашествия объедилин эти земли.

То есть, основные метрополии Галиции - Польша и Австрия:

4. Иезуитский костёл времён Речи Посполитой на фоне шедевров австрийской сецессии (Львов)


Волыни и Подолии - Литва, Польша и Россия:

5. Русский собор и польский костёл, поставленные в память о войне Богдана Хмельницкого (Берестечко, Волынь)


6. Русская полковая церковь над польско-литовскими укреплениями Каменца-Подольского.


Буковины - Молдавия (в основном как турецкий вассал) и Австрия,

7.Церковь начала ХХ века в романо-византийском стиле - синтез австрийской и молдавской традиций (Черновцы).


Закарпатья - Венгрия, в том числе в составе Автрии.

8. Венгерские костёл 15 века и реформатская церковь в Хусте.


При этом стоит добавить, что из них только Галиция была ядром сильного независимого государства - Галицко-Волынского княжества, и по сей день остаётся в Западной Украине центром силы, этакой "митрополией второго порядка". Все остальные 4 области обращаются вокруг неё, как спутники вокруг планеты, и отношения между ними совсем не так просты.

9. Домонгольская церковь Святого Пантелеймона в Галиче.


Другой момент, который напрямую следует из перечисленных - религия. А тут стоит сказать, что на Украине существует целых 5 основных конфессий, и все они в разной степени православные. Слышал утверждения, что по общему количеству православных приходов (около 20 тысяч) Украина превосходит Россию... на самом деле это не так, но Украина в этом отношении уступает России лишь на треть, в то время как по населению - втрое. Зато чуть раньше на Западную Украину приходилось около трети действующих православных храмов в Советском Союзе. Западенщина в целом очень религиозна, особенно экс-австрийские провинции.

10.


Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (продолжение РПЦ) - безраздельно господствовала на Украине в советское время, так как не абы кто, а Сталин распорядился включить в её состав греко-католические конфессии. Ей принадлежит более 11 тысяч приходов, около 200 монастырей, в ней 46 епархий, а штат священников - около десяти тысяч человек.

11. Центр "московского" православия в Западной Украине - Почаевская лавра.


Ещё две конфессии - украинские "раскольники": в ХХ веке от Московского патриархата дважды откалывались национальные православные церкви Украины, так в итоге и не признанные ни одной конфессией. В Гражданскую войну образовалась Украинская Автокефальная Православная церковь - в 1919 году её провозгласил Симон Петлюра, но лишь в 1921 году удалось провести собор, на котором главой УАПЦ был избран Василий (Липковский), прежде отлучённый от Православной российской церкви. В 1930 году УАПЦ самораспутилась, в 1942 возродилась при поддержке фашистов, которой вскоре лишилась за поддежрку бандеровцев, и была вновь запрещена уже Советами в 1944 году. Тем не менее, фактически она продолжала существовать, и вышла из тени с распадом СССР. Ныне у неё 11 епархий, 561 приход и около 400 священников.
Киевский патриархат же был провозглашён в 1992 году, когда Архиерейский собор в Харькове сместил митрополита Филарета, вокруг которого и объединились сторонники "национального православия". УПЦ КП также никем не признана, но масштабы у неё куда как больше: 34 епархии, 2781 приход, 22 монастыря, более 2000 священников. Между собой у обеих конфессий прекрасные отношения: вот например собор в Самборе, где нижний храм принадлежит КП, верхний - автокефалии, а настоятели у них - родные братья:

12.


Совсем иная сила - Украинская греко-католическая церковь. Её история очень давняя: "греко-католичество" (или униатство) стало находкой польских властей: обращать украинцев в римо-католичество им было невыгодно, да и те сами в основной массе латынянство не принимали, поэтому в 1596 году была подписана Брестская уния - епископы Киевской митрополии и сам митрополит Михаил Рогоза признали главенство Римского Папы при сохранении православной обрядовости. Весь 17-й век на Украине шла бескровная борьба между православием и униатством, и если в Западной Украине к началу 18 века остались буквально единицы православных приходов, в Восточной Украине его позиции были ещё сильны. Наконец, в 1830 и 1860-х годах Россия ликвидировала Унию на своей территории с правом перехода как в православие, так и в католичество (но "по умолчанию" записывали православными), и после этого УГКЦ осталась только в Австрии, став именно галицкой религией, стержнем её идентичности. Ныне УГКЦ имеет 29 епархий, около 4000 приходов, 115 монастырей, около 3500 священников, то есть это вторая конфессия Украины.
Кроме того, в Закарпатье существует отдельная Русинская греко-католическая церковь, созданная Габсбургами в 1646 году - она гораздо меньше и почти не имеет приходов на Украине вне Закарпатья. А вот римо-католиков в Западной Украине немного, больше всего их на "среднем западе" (в Житомирской области - 9%).

13. Собор Святого Юра во Львове - исторически главный храм УГКЦ (несколько лет назад митрополия переехала в Киев).


При этом, как не трудно догадаться, национально-политические различия между конфессиями оказались весомее догматических, и бескровная борьба продолжается. С одной стороны - Московский патриархат, с другой - УГКЦ, КП и УАПЦ (на чьей стороне РГКЦ - я так и не понял). По Украине в целом МП превосходит всех соперников, вместе взятых... но не в Червонной Руси. Тут можно обратиться к знаменитым картам pollotenchegg:

13.







Православные.
Католики.

Тут опять же хорошо видно, что во-первых греко-католичество является отличительной чертой даже не Западной Украины, а именно Галиции (УГКЦ) и Закарпатья (РГКЦ), а уже на Волыни униатов меньше, чем в Донецкой области. Видно и то, какие конфессии где преобладают.

Галиция - УГКЦ, Киевский патриархат и автокефалия (последняя в основном здесь и обитает - 10-15%, в то время как на остальной Украине нигде не больше 5%).

15. Главная особенность Галиции - огромное количество "малых форм": капличек, скульптур, придорожных крестов.


Волынь - Московский и Киевский патриархаты (причём последний там гораздо заметнее).

16. Кафедральный собор в Луцке. "Христос среди нас!" - один из главных девизов Киевского патриархата.


Подолия - хотя численно преобладает МП, ощущение полной поликонфессиальности, но при этом Подолия выглядит наименее религиозной из 5 провинций.

17. В Каменце-Подольском.


Буковина - Московский и Киевский патриархаты, причём тут заметнее, наоборот, Московский.

18. Кафедральный собор в Черновцах, который с тех пор успели покрасить в густой розовый цвет.


Закарпатье - Московский патриархат и РГКЦ. То есть, "московские" почти не проникают Галицию, униаты - почти не выходят за её пределы, а "раскольников" почти нет в Закарпатье. Кроме того, во всех пяти областях, кроме Галиции, высока доля протестанстов, и в Закарпатье протестантство даже историческое - венгерское реформатство кальвинистского толка.

19. Реформатская церковь 14 века и новый "московский" собор в Хусте, Закарпатье.


Кроме того, в Подолии и Буковине живут староверы, которых тут называют липоване... впрочем, они и в Молдавии живут, и в Одесской области.

20. Белая Криница - центр староверия и место зарождения Русской Православной Старообрядческой Церкви, объединяющей ныне 2/3 староверов.


Ещё одна здешняя конфессия - армяно-католичество. Точнее, оно зародилось ещё в 1190 году в Киликии, но в 1630 году поляки, приведя к Папе Римскому православных, решили и армян (которые там жили издавна и слыли лучшими купцами) привести к тому же знаменателю. Вообще, подозреваю, проживи Речь Посполитая дольше и не прервись её экспансия на Восток, сейчас бы мы имели исламо-католиков, иудо-католиков, шамано-католиков и буддистов-католиков.

21. Армянский костёл в местечке Жванец под Каменцем-Подольским.


При этом Галиция, Буковина и Закарпатье, то есть экс-австрийские регионы, очень религиозны. Здесь вообще нет разделения на "верующих" и "не верующих", в церковь ходят все, и ходят туда как на праздник. Религию в школах преподают уже давно. Но религия здорово объединяет людей - ведь на службе могут рядом стоять начальник и его подчинённый.

22. Народ идёт со службы.


Ну а из религии напрямую вытекает, пожалуй, самый интересный момент - идеология. Все 5 провинций Червонной Руси в этом смысле очень отличаются, но по сути своя твёрдая и последовательная идеология есть только у Галиции.

23.


Но и её мы понимаем превратно. Потому что на самом деле её смысл - отнюдь не "Бей русских!", а "Русские - это мы". Да и правда: во Львове, Черновцах, Каменце и много где ещё есть улица Русская. Польское воеводство с центром во Львове называлось Русскими. Ведь дело в том, что когда распалась Киевская Русь, на её руинах возникли два новых центра силы - Владимиро-Суздальское княжество на востоке (из которого позже выросла Россия) и Галицко-Волынское на западе, и оба они претендовали на киевскую преемственность. Причём второе изначально было сильнее, и даже овладело Киевом. Именно из Галича переместилась во Владимир митрополия, позднее ставшая Московским патриархатом. Галицкие мастера занесли в Залесскую Русь белокаменную архитектуру. Даже для униатства есть объяснение: когда христианская церковь распалась на православный Восток и католический Запад, Киевская Русь так и не сделала официального выбора вплоть до своего падения. И пускай Галичина пала семьсот лет назад - но память о своей исключительности осталась.

24. Успенская церковь и доминиканский костёл во Львове, оба 16 века. Слева - Русская улица.


Сыграла роль, разумеется, и Австрия - в те времена вести территориальную экспансию было нормально, и если мы были непрочь разжиться Львовом и Краковом, а там, глядишь, и до Балкан рукой подать, то Габсбургам очень кстати было бы получить Варшаву, Литву с Беларусью, а там недалеко и до Киева, и до Балтийского моря. Австрияки в общем способствовали национальному возрождению Галиции - и как противовес непокорным полякам, и как возможный центр притяжения для польско-литовских губерний России. Именно при Австрии расцвела галицко-украинская литература (первым крупным автором был Маркиян Шашкевич, а известнейшим - Иван Франко), и возникло даже такое специфическое явление, как "галицкое русофильство" - идея единого славянского государства "от Карпат до Камчатки". Первыми "борцами за волю" ХХ века в современном пантеоне значатся Сечевые стрельцы - украинские части австрийской армии в Первую Мировую, из которых затем вышли ОУН-УПА (в просторечие "бандеровцы").

25.


"Отцом нации" в Галичине считают Андрей Шептицкого - греко-католического митрополита, возглавлшего УГКЦ в 1900-1944 годах. Именно он вёл галичан сквозь войны, смуты, смены властей... Царская администрация в 1914 отправила его в ссылку аж в Суздаль, откуда он был освобождён Временным правительством; его арестовывали поляки, его брата с семьёй в 1939 году расстреляли чекисты. В начале войны он поддерживал фашистов, пока не осознал масштабов их зверств - Шептицкий ещё при Австрии опровергал "кровавый навет" на евреев, свободно владел ивритом, и во время войны он укрывал евреев в своих монастырях, был единственным церковным иерархом в Европе, публично призывавшим остановить Холокост... И в общем к концу войны "красных" видел уже "меньшим из двух зол". В 1944 году он встретил советские танки, поздравил Сталина с победой и вскоре умер от инфаркта. Авторитет его был так высок, что фашисты не отваживались его арестовать за поддержку евреев, а Сталину он предлагал, если тот не тронет УГКЦ, "за 3 дня" убедить бандеровцев сложить оружие.
И в целом, как ни крути, а галичан против себя мы настроили сами, в обеих Мировых войнах.

26.


Но в целом, я обнаружил ещё и потрясающую симметрию. Мы считаем галичан "нашими людьми, которых ИСПОРТИЛИ поляки" - а галичане считают нас "своими людьми, которых ИСПОРТИЛА Золотая Орда". Конечно, сейчас силы России и Галиции не сопоставиы и отличаются, наверное, в сотни раз - но всё же стоит иметь в виду, что Галиция - это не "Антироссия", а "Альтернативная Россия". И если до Москвы её влияние вряд ли когда-нибудь дойдёт, то за Украину борьба вполне серьёзная. И всё то, вокруг чего по остальной Украине идут споры, здесь всегда было данностью:

27.


В Галиции очень редко увидишь улицу даже Пушкина, а улицу Ленина тут давно не найти. Самые характерные названия - Бандеры, Сечевых стрельцов, Даниила Галицкого, ну и конечно общеукраинские Шевченко, Хмельницкого и Независимости. Среди памятников преобладают, конечно, памятники ОУН-УПА:

28.


И даже самому Бандере:

29.


На любом большом кладбище найдётся курган Сечевых стрельцов:

30.


Местами есть даже памятники дивизии СС "Галичина", и вот это на мой взгляд уже перебор:

31.


Впрочем, советские могилы здесь, кто бы что ни говорил, по крайней мере сейчас не только не уничтожают, но и даже берегут и возлагают венки. Что ещё бросается в глаза - почти полное отсутствие военной техники, и на "наших", и на "своих" памятниках. Тем, что они избавились от мемориальных танков и боевых самолётов, галичане весьма гордятся. Вот характерный ракурс:

32.


В общем, небольшая Галиция столь заметна в первую очередь потому, что в отличие от России, имеет сейчас свою Национальную идею, причём не насаждаемую из телевизора, а вполне искренне поддерживаемую людьми. Как мне показалось, главные её проводники - отнюдь не депутаты миськой рады, а греко-католическое духовенство. В каком-то смысле, мне даже понятен мотив Сталина, не принявшего предложение Шептицкого - "отец народов" вполне понимал, что бандеровцев можно перестрелять, а вот греко-католическую идею так просто не сломишь.
Тут, впрочем, всплывает куда более интересная тема: с Украиной, возглавляемой "восточными силами" (будь то Донбасс или Поднепровье), у России объективно куда больше противоречий - в первую очередь конкуренция металлургических компаний. С западенцами же объективно нам нечего делить. И в принципе, если "донецкие" будут держать власть долго и перейдут в экономическое наступление на Россию - мне кажется воможным и возрождение галицкого русофильства.

33.


А вот в других регионах всё совсем иначе.
В маленькой и тихой Буковине явной идеологии нет, но отчётливо ощущается некий внутренний стержень. Буковина самодостаточна. В Черновцах спокойно стоит Т-34, есть улицы не то что Пушкина или Толстого, а например Чкалова и даже Московской олимпиады. В целом, Буковина оставляет впечатление дружественного к России региона, да ещё и с сильными позициями православия - что однако не мешает буковинцам сохранять верность мове и иметь ещё более богатые сёла, чем в Галиции. Да и пожалуй, Буковина не "русофильская" - просто здесь идея "дружить со всеми". Как мне кажется, к этому со временем придёт и Галиция.

34.


Закарпатье вообще само по себе, и памятники героям австро-венгерских войн и мадьярским королям с неизменными трёхцветными ленточками тут встретишь куда чаще, чем обелиск Победы... да и вообще-то Закарпатье до 1944 года было в составе Венгрии, проигравшей войну. Закарпатскую идею я бы сформулировал как "а мы за горами!". То есть полнуавтономное существование в рамках более сильного государства, которое при этом к ним не лезет и свои порядки не устанавливает. Именно поэтому Закарпатье стоит в оппозиции к Галичине (тут в 2004 году Янукович набрал около 40% голосов!) - "идите вы куда подальше со своим мессианством".

35.


Какова идеология Волыни, мне сказать сложнее. По "дружественности" к России я бы поставил её между Буковиной и Галицией. Советских названий почти нет (кроме связанных с войной), в топонимике мирно уживаются Бандера и Пушкин, а также очень популярен Сергей Королёв, ибо родился он в Житомире, столице Волынской губернии. При этом на Волыни самый настоящий культ Победы, по которому она даст фору Белоруссии. Хотя бандеровцы на Волыни были особенно активны (в первую очередь против поляков), памятники им тут крайне редки. А вот памятником Великой Отечественной очень много, в том числе новых. Как мне кажется, Волынь похожа на Беларусь, если бы там у власти стояли прозападные силы.

36.


Вообще, Волынь - самая старая из 5 исторических областей, и в Средние века именно она была центром Червонной Руси. Отсюда в восточно-славянский мир пришло высшее образование, здесь Иван Фёдоров отпечатал "Острожскую Библию". Но всё это было давно, и общее ощущение от Волыни - усталость. Даже волынские сёла выглядят гораздо беднее галицких, буковинских или закарпатских.

37.


И совсем иначе воспринимается Подолия. Граница Европы с Великой Степью, дважды бывшая под прямой властью тюрок (а не вассалом, как Россия), веками это был край Бесконечной Войны. Всё же Подолия из областей Червонной Руси самая восточная, в ней появляется казацкая удаль. Да и пребывание в составе СССР в 1920-30-е сказывается - здесь помнят Гражданскую войну и лично Щорса. Памятник победы в Каменце-Подольском даже с Вечным огнём.

38.


Но серьёзно пейзаж меняется только в Винницкой и Житомирской областях. В сёлах исчезают коттеджи и появляются соломенные крыши. В топонимике возникают улицы Ленина, Коммунистическая, Свердлова и прочих. На площадях - памятники Ленину, как например в Бердичеве:

39.


И голодомору, который зацепил и эти края:

40.


А теперь о том, что эти 5 исторических областей объединяет и отличает от Средней и Восточной Украины. Что не русофобия - уже говорено. Не язык, так как во многих областях Центральной Украины встретить русскоговорящего человека сложнее, чем на Львовщине. А - я бы сказал - образ жизни. Здесь не принято выставлять нищету на показ, в отличие от всего остального восточно-славянского мира. Здесь человек может недоесть - но хату построит краше, чем у соседа и хоть на пол-сантиметра выше.
Западенцы трудятся так:

41.


А в Восточной Украине - так:

42. Металлургический комбинат в Днепродзержинске, Днепропетровская область.


Сёла Западной Украины выглядят так:

43.


А Восточной - так:

44.


И что характерно, и те, и другие считают чужой образ жизни ужасным. Западенцу претит мысли ходить от звонка до звонка на вонючий завод, а схидняку - ездить за тридевять земель чинить сантехнику и продавать хот-доги. В Западной Украине наиболее естественные занятия - торговля, малый бизнес (в том числе туристический), заработки, сельское хозяйство... все эти нити ведут к понятию "крестьянина" по Марксу и Ленину - "труженник-собственник". Нетронутая голодом и раскулачиванием, Западенщина сохранила это начало. А после того, как её покинули поляки, составлявшие основное население больших городов, эта форма стала здесь господствующей. Мне вообще кажется, что в основе противоречий Запада и Востока на Украине - не религии или цивилизации, а именно крестьянское и пролетарское начала.
О западно-украинском образе жизни я много написал в посте "Галиция сельская" по итогам ещё первого приезда сюда.

45. Черновцы. Самая крупная из виденных мной промзона в Западной Украине.


Впрочем, на практике это означает, что:
1. В Западной Украине довольно незаметно государство и открыты все двери, хоть заводов, хоть ратуш.
2. Развита туристическая инфраструктура.
3. Города и особенно сёла уютны, опрятны и обсажены цветами.
И хотя нищета здесь на самом деле жуткая, всё же Западенщина весьма комфорта. Особенно для путешествий - если не заводить вечером с пьяными гопниками споров о политике, вероятность столкнуться с бытовым национализмом для туриста близка к нулю, а вот с гостиницами, общепитом, транспортом, отзывчивостью местных жителей и отношением к фотосъёмке всё хорошо. Причём, насколько я понимаю, Западная Украина очень сильно изменилась за последние 5-7 лет: в недавнем прошлом тут и агрессивного бытового национализма было больше, и люди от нищеты и неустроенности злее, и туристическая составляющая была развита не больше, чем в среднем по экс-СССР. Но я сюда приехал в 2010 году, и застал Западенщину уже успокоившейся. Более того, многие тут теперь и сами не рады, что в России их считают фашистами, а уверенность в правоте своих общих идей способствует тому, чтобы не слишком сильно их выпячивать в приватных разговорах (чем грешат многие восточно-украинцы).

46.


Ну а в целом, общее ощущение от Западной Украины у меня таково: всё равно, при всех здешних особенностях, она не кажется чужой. Даже в Белоруссии инаковость я ощущал сильнее. Но вот что здесь тоже была советская власть - как-то совсем не верится.

...Как ни странно, Западная Украина в моём ЖЖ лидирует по количеству постов. Все они собраны здесь.
Но думаю, что вернусь сюда я теперь уже нескоро. А цикл "Другая сторона", который "о землях, веками бывших по ту сторону фронта, но при этом не чужих", продолжится в Литве и Польше.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава и скансен "Старое Село".
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча. От Доры до центра.
Яремча. От центра до Камня Довбуша.
Ворохта.
Верховина (Жабье).
Поп-Иван. От подножья до Ухатого камня.
Поп-Иван. До вершины и обратно.
Покутье
Коломыя. От окрестностей до Писанки.
Коломыя. От центра до вокзала.
.