​Сергей Владиславович Проскурня

​Сергей Владиславович Проскурня

Сергей Владиславович Проскурня (род. 28 ноября 1957, Львов) - украинский театральный режиссер, продюсер, лауреат премии Национального союза театральных деятелей Украины "Эксперимент"

жизнеописание
1957-1979
Родители - Проскурня Владислав Андреевич (1934-2007), Проскурня Эмилия Александровна (род. 1936) - инженеры.
Жена - Проскурня (Айманова) Дина Георгиевна (род. 1958), пианистка.
Дочь - Анна (род. 1985), закончила аспирантуру факультета истории и теории музыки и композиции Национальной музыкальной академии имени Петра Чайковского.
Начинал музыкальное образование по классу скрипки в Львовской детской музыкальной школе № 2 (класс Льва Ивановича Смирнова).
В 1969 семья переехала в Черкассы, где Сергей продолжил обучение в классе Анатолия Федоровича Силкина.
Окончил 8 классов в средней школе № 8.
1973 - поступил в Черкасский государственного музыкального училища имени С.Гулака-Артемовского, которое закончил 1977 по классу альта (класс Маргариты Коноваловой).
Принимал участие в создании камерного оркестра под руководством Владимира Мусёнка. Параллельно с обучением музыки, участвовал во всех театральных кружках и студиях Черкасс, писал песни и музыку для спектаклей Черкасского областного музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко, но художественный совет театра эту музыку не приняла. Создал радиостудию Черкасского музучилища, организовывал театрализованные вечера и концерты.
Постоянно посещал Москву и Ленинград, где наблюдал театральное и музыкальное жизни.
1976 - избрал своим духовным учителем режиссера Анатолия Эфроса и посещал его репетиции в Московском театре на Малой Бронной. Делал попытки вступления в актерские отделения театральных институтов Москвы (в репертуаре - монолог Сальери с маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»), но неудачно.
Именно Анатолий Эфрос стал его «крестным отцом» в режиссуре.
Учебный год 1977-1978 работал учителем по классу скрипки и общего фортепиано в Черкасской детской музыкальной школе № 1.
В апреле 1978 посетил в Москве гастроли «Балета ХХ века» Мориса Бежара, что сильно сказывается на дальнейшем формировании личности (впоследствии, в 1999 году, во время гастролей в Киеве, познакомился с Морисом Бежаром).
1978-1980 - служба в армии в Харькове (строительные отряды). Знакомство с оперным режиссером Игорем монахини и с семьей Романа Алексеевича Черкашина и Юлии Гавриловны Фоминой. С тех пор - постоянное общение с Черкашина-Губаренко, интерес творчеством и наследием Леся Курбаса. В армии, кроме работы на строительстве Харьковского тракторного и турбинного заводов, стал руководителем художественной самодеятельности и получил разрешение на посещение специализированной театральной библиотеки имени Станиславского - начинается подготовка к поступлению на факультет режиссуры.
Зимой 1979, во время ее гастролей в Харькове, познакомился с Еленой Камбуровой.
1980-е
Под «знаком Курбаса» 1980 на отлично сдал вступительные экзамены в Киевский государственный институт театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого на актерский-режиссерский курс профессора Леонида Артемовича Олейника и Сергея Данченко, преподаватель мастерства актера - Ада Роговцева.
Инициировал ряд художественных акций, в том числе посвященных Александру Блоку, Пабло Пикассо, Лине Костенко. Посещал занятия по сценографии у Даниила Лидера и Михаила Френкеля. Стал постоянным участником творческой лаборатории молодых режиссеров и сценографов Украинского театрального общества (УТТ, впоследствии СТД), посещал режиссерские лаборатории в Москве, Ленинграде, Риге, Минске.
1981 - женился на Диной Айманова, тогда студенткой Казанской консерватории.
В рамках деятельности театра «Дружба» (1982) познакомился с Робертом Стуруа и Гией Канчели, с тех пор постоянно общается с ними (1998, 2001 - организовывал в Киеве гастроли Театра имени Шота Руставели, а в 2001 - авторский концерт Канчели).
Посещал гастроли всех оперных театров в Киеве (берлинской «Комише опер», Московского камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского и т.д.). Особое внимание чувствовал со стороны оперного и театрального режиссера Ирины Молостовой.
С 1981 организовывал концерты Елены Камбуровой в Киеве.
Начал публиковать в прессе заметки и рецензии. В журнале «Дружба народов» вышла статья-протест против идеологического произвола и уничтожения скульптурной композиции Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко в комплексе киевского крематория.
С начала сезона 1983 Сергей Данченко пригласил Сергея Проскурню режиссером в Государственный академического драматического театра имени Ивана Франко (в театральном институте получил право свободного посещения).
1983-1987 - участвовал в постановках спектаклей «Энеида» (по Котляревскому) и «Выбор» (по Бондаревым) (постановщик Сергей Данченко), «Герой Запада» (по Сингом) и «Семейный детектив» (по Синельниковым; постановщик Владимир Оглоблин ).
С 1984 начал преподавать мастерство актера и режиссера на курсах Леонида Артемовича Олейника и Сергея Владимировича Данченко.
1987 - совместно с Адой Роговцевой поставил дипломный спектакль «Чайка» (по Чехову), в которой в роли Треплева дебютирует Остап Ступка.
С 1988 - контракт преподавателя не продлен на основании политических обвинений.
Весной 1984 году дебютировал как режиссер-постановщик комедии Мольера «Месье де Пурсоньяк» на сцене Черкасского областного магнитопровода им. Т.Шевченко (декорации и костюмы - совместно с Даниилом Нарбутом). Спектакль стал манифестом молодежи театра и города.
С 1984 вел активную деятельность по возвращению в Украину Леся Танюка, а после его возвращения вместе с ним и сценографом Владимиром Карашевский участвовал в организации серии «Киевских театральных вечеров» (1986-1988), в том числе - дебюта поэтической группы «Бу-Ба -Бу »(Юрий Андрухович, Александр Ирванец, Виктор Неборак) вечером, посвященном 100-летию со дня рождения Леся Курбаса; вечере, посвящённом 70-летию Даниила Лидера.
1985 - создал (совместно с сценографом Владимиром Карашевский) спектакль «Камо» по драматической поэме Александра Левады в Киевском театре поэзии. Спектакль шел в музее «Золотые Ворота». Получил диплом I степени за лучшую режиссуру в фестивале-конкурсе, посвященном XXVII съезда КПСС. После 4 показов спектакль запретили за авангардное трактовка роли революционера.
1985 - в с. Болотня познакомился с Марией Примаченко и Юрием Ростом, который постоянно приезжал к семье художницы.
1985-1987 - работал в Театре имени Ивана Франко как стажер-студент Высших режиссерских курсов при Министерстве культуры СССР.
Нина Новоселицкая пригласила к сотрудничеству в Студии драматического вещания Украинского радио, где с 1986 ставил радиоспектакля ( «Одержимая» и «Осенняя сказка» по произведениям Леси Украинский, «По дороге в сказку» Александра Олеся, «Дума о братьях неазовских» по драматической поэме Лины Костенко), которые вошли в фонд УР. Музыку для всех представлений создает Юрий Шевченко. В спектаклях с участием Богдана Ступки, Ады Роговцевой, Константина Степанкова, Ларисы Кадыровой, Василия Вовкуна, Ларисы Хоролец, Натальи и Ольги Сумской, Богдан Бенюк, Алексей Богданович и других читал текст от автора. Радио-спектакль «Одержимая» по драматической поэме Леси Украинский (в переводе на русский) 1993 получила Гран-при конкурса радиоспектаклей стран СНГ.
С 1986 возглавлял Молодежную секцию УТТ-СТД и активно лоббировал создание новых театров-студий. Организовал ряд творческих лабораторий и мастер-классов. Выступил одним из организаторов в Киеве Всесоюзного фестиваля «Литература на сцене», во время которого познакомился с Эймунтасом Някрошюсом.
С мая 1986 постоянно посещал с. Болотню, где (в 35 км от ЧАЭС) продолжала творить Мария Примаченко. 1987 опубликовал исследование «Сны и картины Марии Примаченко» в журнале «Декоративное искусство СССР».
14 января 1987 узнал о смерти Анатолия Эфроса. В тот день Проскурня в Тбилиси участвовал в праздновании 100-летия режиссера-новатора, собрата Леся Курбаса - Сандро Ахметели. В тот же день познакомился с Сергеем Параджановым, к которому перешла линия духовного наставничества.
Летом 1987 восстановлен спектакль «Камо» - специально для одного показа в программе Всесоюзного фестиваля экспериментальных спектаклей в Тбилиси. Там представление смотрел Сергей Параджанов, который дал режиссеру и сценографу высокую оценку.
Август 1987 - снялся в роли Учителя в дебютном фильме Сергея Маслобойщикова - «Сельский врач» по Францем Кафкой.
Лето 1993 - продолжение сотрудничества с Сергеем Маслобойщиковым - съемки в роли Учителя в фильме «Певица Жозефина и мышиный народ» по новеллам Франца Кафки.
1988-1990 - с коллективом Первого украинского театра для детей и юношества (Львов) поставил дилогию Богдана Стельмаха «И золотой, и дорогой ... / Тарас» о детских и юношеских годах Тараса Шевченко (музыка Богдана Яновского).
Летом 1988 в Киеве провел серию хеппенингов на экологическую тему «Верим, не умрем», которая стала заявкой на создание Украинского театра-студии «Будем» (первый директор - драматург Ярослав Стельмах). В рамках деятельности театра осуществил постановки: «Вертеп» ( «Святой вечер добрым людям!», (Этно-реконструкция с участием Государственной академической мужской хоровой капеллы имени Льва, 1989), «Дума о братьях неазовских» по драматической поэме Лины Костенко (1990 ), «Хохот» по экзистенциальной драмой Богдана Бойчука (в главной роли Поэта - Василий Вовкун, 1991), «Друг Ли Бо, брат Ду Фу» по пьесе Олега Лишеги (1992), «Одержимая» Леси Украинский с Эльда Бец ( Германия) в роли Мириам (1994). в спектаклях использовано исключительно живую музыку (музыкальные руководители - композиторы Петр Товстуха и Камерный хор). Театр-студия «Будем!» просуществовал до 1995, за это время показал свои спектакли во Львове и провел гастроли в Германии, Польше, Словакии, Чехии, участвовал в международных театральных фестивалях в Модене (Италия) , Лозанне (Швейцария), Варшаве, Белостоке и Гданьске (Польша).
1988-1989 - участвовал в разработке концепции Всеукраинского фестиваля популярной песни и современной музыки «Червона рута», был соавтором сценария (совместно с Кириллом Стеценко и Александром Ирванцом) и главным режиссером 1-го фестиваля в Черновцах (сентябрь 1989).
Был одним из основателей театрального фестиваля во Львове и дал ему название «Золотой лев» (октябрь 1989).
1989 - начало работы над сценарием телефильма-спектакля «Мина Мазайло» по комедии Николая Кулиша (совместно с Лесем Танюком). Съемки на студии «Укртелефильм» в течение апреля 1990 - май 1991. Оператор - Николай Гончарук, композитор - Петр Товстуха. В ролях: Валерий Ивченко, Наталья Лотоцкая, Виталий Розстальный, Виктория Корсун, Лариса Кадырова и другие. Дебют в кино Виталия Линецкого.
25-28 ноября 1989 - последняя встреча в Тбилиси с Сергеем Параджановым.
1990-е
Соавтор концепции (совместно с Олесем Бердником) и главный режиссер фестиваля «Собор Украинской Духовной Республики» (6-8 июля в 1990 года, Коломыя). Постановка на пленэре драматической поэмы Веры Вовк «Иконостас Украины» с участием Богдана Ступки, Натальи Наум, Ивана Гаврилюка, Натальи Сумской и других актеров кино и театра. Массовка - 1500 человек. Музыка - Ярослав Хомик, костюмы - Остап Патык. 25000 зрителей в естественном амфитеатре на Воскресенецький горе над рекой Прут.
25 июля 1990 - участие в похоронах Сергея Параджанова в Ереване.
1990 - автор концепции и главный режиссер I Фестиваля нетрадиционных жанров искусства «Вывих» (Львов). Перформанс «Пробуждение поэзии» на сцене Львовской оперы. Акции совместно со Студенческим братством Львова. Возвращение в Киев и участие в студенческих протестах - «революции на граните» (ответственный за культурную программу в поддержку голодающих).
Ноябрь 1990 - первая поездка в Нью-Йорк и начало сотрудничества с «Яра» - художественной группой Вирляны Ткач, резидента Экспериментального театрального клуба «Ля Мама». Начало творческих взаимоотношений с «гением американской культуры», создателем оф-оф-Бродвея - Элен Стюарт.
28 ноября 1990 - посещение оперы «Саломея» Рихарда Штрауса в Метрополитен-опера.
1991, 1992 - организовал по принципу культурного обмена с Центром изучения творчества Ежи Гротовского и театральных поисков (Вроцлав, Польша) «Дни Леся Курбаса в Польше» и «Дни Ежи Гротовского в Украине» (Киев, Харьков).
Май 1992 - второй фестиваль «Вывих» (Львов). В его программе - грандиозный хэппенинг «Похороны беды» и постановка на сцене Львовской оперы спектакля-поезооперы «Крайслер Империал» по произведениям поэтической группы «Бу-Ба-Бу».
В марте 1992 году создал и провел 11 международных театральных фестивалей-лабораторий «Художественное Березилля» (последний состоялся в октябре 2003). За эти годы в фестивалях приняли участие 330 театров из 23 стран мира и из 21 города Украины. В том числе: танцор Буто - Тадаши Эндо (Япония-Германия, 1994, 2001); театр «Сочиетас Раффаэлло Санцио» Ромео Кастелуччи (Италия, 1995); Театр Романа Виктюка (Россия, 1995, 2001); театр «Мена Фортес» Эймунтаса Някрошюса (1995) театр классической японской комедии кёгэн (12 и 13 генерации династии Шигеяма, 1996); Театр «Лицедеи» и Московский ТЮЗ со спектаклем Камы Гинкаса (Россия, 1996); Янтайська трупа Пекинской оперы (1997) Балет города Бордо под руководством Карлотты Икеда (2000) Бурятский театр оперы и балета (Улан-Удэ, 2001). Во время фестивалей состоялись премьеры спектаклей Алексея Ратманского, Тадаши Эндо, Нины Матвиенко, Георгия Ковтуна, Романа Виктюка, Вирляны Ткач, собственные постановки. Было выполнено трансцендентный произведение Маурицио Кагеля «Акустика». 1996 состоялась выставка рисунков Тадеуша Кантора и была начата сотрудничество с фондом его имени (Польша). Во время фестивалей 1999-2001 сотрудничал с Международным фондом «Возрождение».
Во время фестиваля «Художественное Березилля. Музыка »(1997) выполнил с Национальным симфоническим оркестром Украины музыкальную сказку Сергея Прокофьева« Петя и волк »(в собственном переводе на украинский), где объединил функции дирижера и актера рассказчика.
Во время гастролей театра-студии «Будем!» В Мюнхене (Германия) в декабре 1992 - январе 1993 создал несколько программ украинской редакции Радио Свобода, в том числе радиоспектакль по комедии Владимира Дубравы «Краткий курс» с Эммой Андиевской «от Автора».
1993 - выступил соучредителем художественного объединения «Дзига» во Львове и в течение следующих 15 лет сотрудничал с ним.
1993-1996 - тесное сотрудничество театра-студии «Будем!» С театрами «Снэп» (Великобритания), «Шпильверк» (Германия) и «Дель Соле» (Италия) в проекте «Новый театр для новой Европы». Постоянные обмены театральным опытом, мастер-классы и совместные спектакли для детских аудиторий: детей-инвалидов с синдромом Дауна, глухонемых и разных по социальному статусу групп детей в странах-участницах проекта.
Организовал в Киеве фестивале одной пьесы: «Одержимая» Леси Украинский (1994) и «В ожидании Годо» Сэмуэля Беккета (1995) с участием театров Беларуси, Литвы, Молдовы, Германии, Румынии, Венгрии, Украины.
В июле 1995 приглашен тогдашним директором Международной школы украинистики Григорием (Джорджем) Грабовичем в Гарвардский университет (США) - провести семинар на тему «Альтернативная культура современной Украины».
В августе 1996 приглашен Джоном Роквелла, директором фестиваля в Линкольн-центре (Нью-Йорк) в бенефис 80-летию Иегуди Менухина в «Эври Фишер Холли». В ноябре того же года по приглашению правительства США, среди представителей 49 стран, участвовал в международном семинаре «Победа театра» в Зальцбурге (Австрия), где познакомился с Артуром Миллером.
В октябре-декабре 1996 организовал юбилейные мероприятия по случаю 60-летия Романа Виктюка. В проект «Роман Виктюк: овладение веком» входили юбилейный вечер во Львовской опере 28 октября и фестиваль в Киеве с участием театров Романа Виктюка, Московского художественного театра имени Максима Горького (Москва), Театра на Фонтанке и Театра юного зрителя (Санкт-Петербург). В ноябре-декабре 1997 года на телеканале СТБ вышли телевизионные версии всех спектаклей фестиваля.
1998-1999 - совместно с Художественным объединением «Дзига» провел во Львове международный арт-проект «Гранды искусства во Львовской опере» с участием Гидона Кремера (скрипка) и камерного оркестра «Кремерата Балтика», Александра Князева (виолончель), Лианы Исакадзе и Сергея Стадлера (скрипка), Наума Штаркмана и Владимира Крайнева (фортепиано), Ольги Швайгер (сверхвысокое сопрано). Специально для этого проекта был создан Фестивальный оркестр под руководством Романа Кофмана. В рамках проекта состоялись выступления Мужского балета Валерия Михайловского, Илзе Лиепы, Марка Перетокин, Вадима Писарева и др. Состоялось концертное исполнение оперы Глюка «Орфей и Эвридика» с участием Эрика-Мируерт Курмангалиев, показ спектакля Романа Кофмана по опере «Кармен», премьера спектакля Романа Виктюка «Бульвар Сан-Сет» с участием Ады Роговцевой. Проект сопровождали мастер-классы и открытые репетиции для художественной молодежи Львова.
В годы участвовал в проведении мастер-классов и тренингов для украинских НПО в области культуры при поддержке МФ «Возрождение». Неоднократно встречался с основателем Фонда - Джорджем Соросом и дискутировал с ним по проблемам развития негосударственного сектора культуры в Украине. Принимал участие в создании Всеукраинской ассоциации НПО в культуре (просуществовала до 2005 года). Приглашенный к участию в правлении Центра современного искусства Сороса при Национальном университете «Киево-Могилянская Академия» (1999-2003) и принимал участие в подготовке выставок Энди Уорхола, Ильи Кабакова, Йозефа Бойза и тому подобное.
2000-е
Сентябрь 2000 (Краков, Польша) - в рамках сотрудничества с Фондом Тадеуша Кантора участвует в мероприятиях, посвященных 10-летию со дня смерти режиссера. Знакомство с Робертом (Бобом) Уилсоном, американским режиссером и сценографом. Следующие встречи с Бобом Уилсоном в рамках Международных театральных фестивалей имени Чехова в Москве (2002, 2004).
2001-2002 в рамках проекта «Гранды искусства в Киеве» (реализовался не полностью) состоялись: авторский вечер композитора Гии Канчели с участием Льва Маркиза (дирижировал Симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины), Юрия Башмета (альт), Дмитрия Булгакова (гобой), Арно Борнкамфа (сопрано-саксофон) гастроли Театра имени Шота Руставели; спектакль «Тристан и Изольда» с участием звезд балета Марсии Гайде и Исмаэля Иво; концерт мультиинструменталиста Стефана Микуса; гастроли балета Анжелена Прельжокажа.
2001 - сопродюсер гастролей в Киеве спектакля Романа Виктюка «Примадонна» с участием Елены Образцовой.
2001-2003 - сотрудничество с Лесем Танюком и Василием Вовкуном в структуре Национального союза театральных деятелей Украины. Принимал участие в разработке проекта Закона Украины «О театре и театральном деле».
Участвовал в ряде международных конференций и конгрессов, в том числе конгрессах Международной ассоциации театральных критиков (AISTA / Бухарест, Румыния, 2003 и Сеул, Южная Корея, 2005) и конгрессах Международного института театра (ИТИ при ЮНЕСКО) в Афинах (2002) и в Маниле (2006).
Апрель-ноябрь 2003 - как автор сценария и режиссер съемок участвовал в телевизионном проекте «Дорогами Украины» (по заказу Первого национального телеканала и Укрзализныци) - 25-серийного телефильма о туризме, культуре, искусстве, традициях и прочие прелести регионов Украины (7 месяцев в экспедициях).
2001-2005 - продолжал работу по созданию общественного движения «Форум творческой молодежи Украины», кульминацией которого стало проведение фестиваля «Биеннале актуального искусства Украины» (октябрь-декабрь 2004; Всеукраинская выставка «Дети трэша» в Национальном художественном музее Украины, концерты в Национальной филармонии Украина). Художественные события стали созвучными событиям «Оранжевой революции», вылившись на площади и улицы рядом перформансов. Организовал акцию «Рождество на Майдане» - инсталляция 27 елок (символ всех регионов Украины), декабрь 2004 - январь 2005).
2004 - поставил собственную инсценировку романа Витольда Гомбровича «Фердидурке» с коллективом Черкасского областного магнитопровода имени Тараса Шевченко. Премьера - в рамках Международного театрального фестиваля «Золотой лев» на сцене Львовской оперы (2004). Спектакль был показан в Центре имени Всеволода Мейерхольда в Москве (2005) и на фестивале Гомбровича в Радоме (Польша, 2006), где инсценировку было признано лучшим.
4 февраля 2005 - организовал круглый стол на тему «Политика в области культуры: партнерство творческого сообщества и государства» с участием представителей всех видов искусства и культуры (Киев).
24 ноября 2005 - стал членом Национального совета по вопросам культуры и духовности при Президенте Украины, а с апреля 2008 возглавлял комиссию Совета по вопросам защиты культурно-информационного пространства.
2006 - по заданию Президента Украины Виктора Ющенко восстановил традицию проведения Всемирных форумов Украинский, был директором, главным режиссером и сценаристом IV Всемирного форума Украинский в Киеве (август). В программе Форума состоялся концерт с участием Виктории Лукьянец и Андрея Шкургана. За дирижерским пультом Национального симфонического оркестра Украины стоял Кирилл Карабиц.
С 2007 года проводит творческую деятельность в рамках ООО «Проскурня продакшн», в том числе репетиции спектакля «Гаплик.com.ua» по произведениям Ивана Карпенко-Карого и Леся Подервянского с участием телеведущих (проект временно законсервировано). Организует актерские тренинги для журналистов и телевизионных ведущих.
С декабря 2007 года входил в команду министра культуры и туризма Украины Василия Вовкуна, впоследствии стал советником министра на общественных началах. Параллельно, по заданию министра, в 2008 совершил ряд постановок и мероприятий, в том числе посвященных Шевченковским дням, визита Вселенского Патриарха Варфоломея I в Украину, Дню флага, провел творческий вечер Неонилы Крюковой, программу «Стуса круг» (к 70-летию со дня рождения Василия Стуса), меры к 100-летию Марии Примаченко, 100-летие Степана Бандеры и другие.
С января 2008 года сотрудничал с Международным фондом оперных спектаклей (Нидерланды), выполнял функцию продюсера от Украины во время международного проекта - постановки оперы Бизе «Кармен» (премьера - 23 сентября в. Бреда, Нидерланды). После гастролей в 24 городах Бельгии и Голландии состоялась украинская премьера спектакля на сцене Национальной оперы Украины имени Тараса Шевченко (8-9 ноября 2008).
2009 - в течение 80 дней работал генеральным директором - художественным руководителем Одесского национального академического театра оперы и балета. За это время организовал международный фестиваль «Парад дирижеров» и выпустил «одесскую» версию спектакля «Кармен». Выступил главным режиссером концерта творческих коллективов Одесской области в Национальном дворце «Украина». С сентября - создал антрепризу «Новая одесская опера» и продюсировал постановку оперы Моцарта «Дон Жуан» (премьера - 22 сентября в Королевской опере Нидерландов, Гаага; впоследствии успешно гастролировала Нидерландами, Бельгией и Испанией).
В декабре 2009 года в Черкасском академическом областном музыкально-драматическом театре им. Т.Шевченко продюсировал международный проект - постановку комической оперы Иоганна Штрауса «Цыганский барон» (в январе-феврале 2010 успешно гастролировала в Нидерландах и Бельгии).
2010 ни
В марте 2011 начал в Черкассах новый проект - постановку драматической поэмы-тетралогии Богдана Стельмаха «Тарас» (в 3 частях), который продолжался до 2014 года.
2013-2014 - воплотил масштабный кинопроект «Наш Шевченко» (часть сюжетов снимал на евромайдан). Разработал концепцию выставки «Шевченкомания», которая тогда же состоялась в Художественном Арсенале (Киев) [1].
9 марта 2014 по случаю 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко вышел фильм Сергея Проскурни Тарас Шевченко. Идентификация [2] [3] [4].
Есть режиссером оратории «С нами Бог». Это произведение, посвященный Героям Небесной Сотни и военным, воюющих на востоке Украины, был поставлен на Софиевской площади до 23-й годовщины Независимости Украины [5].
Начиная с 2015 режиссировал праздничные концерты ко Дню независимости Украины, новаторским решением С. Проскурни было включение в их программы симфонической музыки, ради чего С. Проскурня приглашал дирижера Кирилла Карабица [6]. Однако отдельные режиссерские решения С. Проскурни острую критику.
Так, в 2016 году в программе концерта главное место занимали произведения русских композиторов М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Прокофьева, что вызвало острую и эмоциональную критику Братьев Капрановых [7]. В конце режиссер не объявил произведение Прокофьева, а Чайковского объявил как "Петра Ильковича Чайка" [8]
В 2017 году С. Проскурня пригласил к участию в концерте российскую певицу, экс-депутата Госдумы России М.Маскакову, что вызвало, в частности, риторический вопрос Алексея Куренной - "Неужели семья сторонников" русского мира "для нас лучше и дороже чем свои ? »[9]
Сотрудничество с христианскими церквями
В течение длительного времени сотрудничает с иерархами Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Украинской Греко-Католической Церкви и других конфессий. Среди важнейших событий: аудиозапись и выпуск книги «Детское Евангелие» (с участием актера Валерия Ивченко и поэта Ивана Малковича, 1991), фестивале «Украинская Молодежь Христовы» во Львове (1993, 1995, 1997) и Съезд Христианской Молодежи Украины в Киеве (1999), мероприятия визита Вселенского Патриарха Варфоломея I в Украину, «Благодарственные Просфоры» Патриарха Любомира Гузара "(2008, 2009, 2011), празднование УГКЦ 1025-летия Крещения Украины-Руси, мероприятия в честь освящения Патриаршего Собора в Киеве и Торжественная Академия в Национальном дворце искусств «Украина» 18 августа 2013